Лечение созависимости

Созависимость – это болезненное, паталогическое состояние поглощенности другим человеком на эмоциональном, социальном, физическом уровнях. Другими словами - это зависимость от другого человека. Ее симптомы очень схожи с зависимостью от наркотика, алкоголя или игромании, где вместо наркотика или игры выступает близкий человек. В семье, где есть зависимый от химических веществ или игры человек, страдает вся семья, полностью или частично поглощённая его проблемами. Этот феномен и называется – созависимостью.

В связи с тем, что созависимые имеют параллельные признаки зависимости наравне с химически зависимыми людьми, то и лечение их должно происходить одномоментно. В связи с этим в нашем РЦ разработана, научно проверена и внедрена Система работы с зависимым, его семьей и близким окружением.

Суть лечения заключается в плавном переходе от зависимого к независимому, а потом и взаимозависимому поведению. Задача специалистов РЦ обучить и помочь откорректировать взаимоотношения внутри семьи таким образом, чтобы семья жила в гармонии и счастье. Информационная нагрузка сопровождается практическими занятиями с семейным психологом и психологом-аддиктологом (специалистом по зависимому поведению) на терапевтических группах. Работа в группах обязательна и включена в программу «Эмоциональная зрелость». При условии работы всей семьи над проблемой, результат трезвости увеличивается на 215%.

Этапы лечения

  1. Введение. Диагностика. Начало лечения.
  2. Стадия принятия проблемы и первых изменений.
  3. Осознанная самокоррекция.
  4. Продвинутое выздоровление.

I. НАЧАЛО ЛЕЧЕНИЯ

Цель этапа:

  1. Ознакомить созависимого клиента с программой лечения.
  2. Выяснить историю семьи и проблемы.
  3. Помочь клиенту понять, что он болен созависимостью, диагностировать ее стадию.
  4. Помочь клиенту принять решение изменить модель созависимого поведения.

Главные терапевтические вопросы:

а) отрицание и другие механизмы защиты созависимого поведения;
б) созависимость, ее признаки;
в) роли созависимого, треугольник Карпмана:

  1. Роль Жертвы. Клиент ассоциирует свою жертвенность с определенными эмоциональными позитивными состояниями, при этом жалеет себя, винит в происходящем только зависимого, испытывает к нему токсичные чувства злости и обиды.

  2. Роль Спасателя. Клиент занимает роль спасателя для «решения» проблем химически зависимого, считая его слишком слабым, неспособным разорвать круг зависимости, и не знает лучшей стратегии, чем жить для него и в угоду его зависимости.

  3. Роль Контролера. Пациент живет в страхе, контролируя жизнь химически зависимого, а когда не получает позитивных результатов, возвращается к роли Жертвы, замыкая треугольник.

 II. СТАДИЯ ПРИНЯТИЯ И ПЕРВЫХ ИЗМЕНЕНИЙ

  1. Отстранение/сепарация;
  2. Границы личности, их осознание и построение.

 Цели этапа:

  1. Научить клиента мягко и с любовью отстраниться от химически зависимого.

  2. Научить клиента видеть границы его личности, показать внутренние и внешние границы его комфорта.

  3. Помочь клиенту проработать эмоциональные состояния, связанные с систематическим нарушением его границ.

  4. Стимулировать клиента к установлению комфортного жизненного пространства.

  5. Встреча с химически зависимым для практикования в установлении границ.

 III. ОСОЗНАННАЯ САМОКОРРЕКЦИЯ

Цели этапа:

  1. Обучить клиента эмоциональной грамотности, научить сохранить эмоциональное равновесие, чувствовать все свои чувства, различать их, понимать природу возникновения и отклик их в своем теле.

  2. Помочь клиенту осознать, что такое процесс эмоционального срыва в контексте созависимости, научить его избегать или остановить как можно скорее.

  3. Помочь клиенту распознавать эмоциональные раздражители, менять свое к ним отношение или убирать их из своей жизни.

  4. Научить клиента навыкам взятия под контроль проблемных ситуаций в жизни, без возвращения к деструктивному поведению в треугольнике Карпмана.

  5. Треугольник Победителя Э.Чойс. Роли Уязвимого вместо Жертвы, Помощника вместо Спасателя и Уверенного вместо Контролера.

  6. Дать клиенту возможность использовать на практике новые знания, внедрять их в привычки.

  7. Функциональные и дисфункциональные семьи, правила и принципы построения функциональных обязанностей и взаимоотношений внутри семьи.

Терапевтические вопросы:

  1. Дневник эмоций, как инструмент самоанализа и самоконтроля для предотвращения эмоционального срыва и деструктивного поведения.
  2. Страх и вина, обида и выбор.
  3. Долженствования и эмоции, развитие стиля жизни, свободного от долженствований. Принцип предпочтений и желаний.
  4. Идентификация собственных потребностей и удовлетворение их.
  5. Потребности в отношениях с другими людьми, Миром.
  6. Отдых и свободное время.
  7. Гармонизация жизни, понятие «Счастье».
  8. Тренинг «Конфликты и анти конфликтное поведение».

 IV.  ПРОДВИНУТОЕ ВЫЗДОРОВЛЕНИЕ

Считается, что дальнейшее выздоровление длится всю жизнь. Выздоровление от созависимости заключается в изменении стиля жизни, которое включает: сохранение независимости и поддержание здоровых взаимоотношений, рациональное питание, отдых и физические упражнения, а также решение жизненных проблем совместно с членами семьи с целью получения удовольствия и наполненности жизни. Т.к. одним из основных признаков созависимости является заниженная самооценка, то созависимому рекомендуется повышать уровень самооценки за счет собственных достижений и ведения дневника эмоций и успехов для визуализации и опредмечивания результата. Также дается набор методик для релаксации и сброса негативных эмоций и состояний.

ТРЕБУЕТСЯ СРОЧНАЯ ПОМОЩЬ?
позвоните в наш Центр по любому из предложенных телефонов